«Барнеби Радж» Чарльза Диккенса

Не знаю почему, но зимой, когда за окном рано темнеет и частенько весь вечер идет снег,  почему-то лучше всего читать книги Чарльза Диккенса. Или же смотреть фильмы, снятые по его романам.

Творчеством Чарльза Диккенса невозможно не увлечься. В его произведениях часто детективный сюжет, запоминающиеся герои, красочные описания самых обычных вещей: будь то закипающая в чайнике вода или ломоть хлеба с маслом. Мы видим какое значение этот чай или хлеб с маслом имеют для голодного ребенка или рождественский ужин с апельсинами для бедной семьи. Мы можем представить себе холод лондонских улиц или  едва освещенную огоньком в камине комнату, мы можем представить себе клерка, сидящего за конторкой, или бедную девушку, спешащую из тюрьмы Маршалси на работу к сумасбродной пожилой женщине.  Можно забыть, как звали героев его романов, можно забыть детали сюжета, но невозможно забыть впечатления, которое вызывали страницы его книг.

Когда я слышу «Дэвид Копперфильд» мне представляется старый высокий дом и туча грачей на деревьях. «Большие надежды» — и передо мной возникает образ полусумасшедшей старухи в свадебном платье  и, конечно же, наивный Пип, спешащий в Лондон. «Барнеби Радж» — уютная, залитая солнцем гостиница «Майское древо», которой управляет молодое семейство Уиллетов. Я вижу её такой, какой автор её описал на последних страницах своего романа. Сам же роман не только о любви и труде, но и о бунте.

В «Барнеби Радж» Чарльз Диккенс показывает Лондон 18 века. В романе много таинственного и даже невероятного, на его страницах импульсивные герои, способные на убийство и разбой, живут рядом с рассудительными обывателями, которые даже не подозревают, какой опасности может в будущем подвергнуться их жизнь. Но невозможно отделаться от ощущения, что бунта 1780 года в Лондоне не было бы, если бы не та социальная напряженность, которая царила в то время. Ч. Диккенс описывает мир, в котором могли повесить молодую мать двоих детей за попытку украсть в лавке отрезок полотна, мир, в котором грабежи и убийства поздним вечером были обыденностью.

И все же, в это жуткое по современным оценкам время, жили такие люди, как Гэбриел Варден, слесарь, изготавливающий ключи, или хозяин гостиницы «Майское древо» Джон Уиллет.  Их день был полностью посвящен работе и своей семье, они не мечтали о новом, о великом, они радовались процветанию любимого дела, которое давало им возможность жить в относительном достатке. Эти люди  были  предпринимателями.

Течение их тихой размеренной жизни прерывается бунтом толпы,  в которую вовлечены нищие, сумасшедшие, профессиональные убийцы, авантюристы. И среди этих людей добрые и милые герои с удивлением видят своих знакомых, которых они считали бесспорно странными и глупыми, но не жестокими.

Говорить о том, что все в романе подчинено теме бунта было бы неправильно. Если бы это было так, то роман превратился бы в манифест, в котором написаны, безусловно, правильные вещи, но который неинтересно читать. В романе Ч. Диккенса есть и детективный сюжет, и любовная интрига, и описания, полные юмора, чего только стоит образ славной Миггс! Конечно же в нем и тема семьи, на примере семейной жизни Гэбриеля Вардена (описания его взаимоотношений с женой невозможно читать без смеха), рассказывается о первой любви молоденьких девушек, показана  нелегкая жизнь одинокой стареющей женщины, пытающейся зарабатывать на жизнь честным трудом, и жизнь стареющего приспособленца на примере жизни лорда Честера. Миру этих людей как бы противопоставлен мир мятежников. Барнеби, Хью, Деннис, мистер Тэппертит и, конечно же, лорд Гордон — вот образы людей, которые участвуют в мятеже.

Барнеби Радж — молодой человек, чьим именем назван роман,  ничем не примечателен. Он сумасшедший, но порой его рассуждения удивительно здравы, а его речь полна прекрасных образов. Он добр, искренен и вдруг становится участником мятежа. Человек, который сам себя считает дурачком, панически боится крови и никому не желает зла, оказывается в рядах мятежников потому, что ему сказали, будто мятеж — это благородное дело, его мать будет им гордиться и, кроме того, он сможет раздобыть для неё золото. Барнеби попадает в ряды бунтарей под влиянием Хью, которого считает своим другом. Барнеби — единственный, кто относится к бунту серьезно и, пожалуй, единственный из его участников, которому этот бунт вскоре становится противен.

Хью всю свою жизнь прослужил конюхом в гостинице Джона Уиллета. Он не образован, дик, грязен, единственный его друг — это собака, единственное средство вырваться из отупляющей действительности — спиртное. Его мать повесили, когда он был ребенком, отца он никогда не знал, в округе к нему относятся настороженно и презрительно. Его не интересуют деньги и религия, жажда деятельности — вот что толкает его на участие в опасных и сомнительных делах. Перед смертью он узнает от Денниса, что его отец — влиятельный вельможа, лорд Честер. Жизнь Хью можно было бы спасти, если бы этот вельможа пожелал употребить свое влияние, и добряку Гэбриелю Вардену такое равнодушие непонятно.

Деннис — палач, он с гордостью называет себя профессионалом и любит свою работу. В его мировоззрении казнь — такое же почетное ремесло, как и всякое другое, тем более, что после казни ему остаются вещи осужденного. Это человек, который после подавления мятежа, за небольшое вознаграждение с радостью выдает властям своих знакомых, а затем вызывается еще и их повесить, ведь он — профессионал. Он до конца не может поверить, что такой человек, как он, может сам стать осужденным и его профессионализм в деле пыток не сможет спасти ему жизнь.

Пожары, разбои, грабежи — все это творит толпа по отношению к сочувствующим «папистам», т.е. католикам. На какое-то время жизнь в городе замирает: люди боятся выходить на улицы, не работают рынки, лавки, конторы. По ночам толпа врывается в дома зажиточных горожан и рушит все, что попадается на её пути.   «Лозунги, которые мы неправильно называем религиозными, охотно провозглашаются людьми, у которых нет никакого бога…» (Ч. Диккенс «Барнеби Радж» Издательство «Азбука»-2015 с.7)

Но бунт не может продолжаться вечно и, наконец, он подавлен. Постепенно люди возвращаются к своей обычной жизни, они начинают больше ценить своих близких, свое здоровье, они, как трудолюбивые пчелы, начинают заново отстраивать свою жизнь.Наверное, именно поэтому остается такое светлое впечатление от романа и именно поэтому имя главного героя ассоциируется не с бесчинством толпы, в котором он принимал участие, а с небольшим цветущем садиком, за которым Барнеби с таким увлечением ухаживает в конце книги.